Октябрь 2022 года. Konami анонсировала возвращение Silent Hill, представив целую пачку новых проектов. Сначала мы получили, мягко говоря, спорную Silent Hill: Ascension — интерактивный веб-сериал, в котором было плохо абсолютно всё: анимация, странный темп повествования, картонные персонажи, некачественная озвучка, отсутствие атмосферы Silent Hill, выбор, который ни на что не влияет. Но до этого мы не раз видели слитые скриншоты Silent Hill: The Short Message. И, спустя почти два года слухов, Konami объявилась на последней State of Play. 31 января на 25-ю годовщину серии Silent Hill неожиданно вышла The Short Message — новая игра во франшизе.
Важно прояснить несколько ключевых моментов. Во-первых, это первый игровой проект под брендом Silent Hill с 2014 года. Во-вторых, это действительно эдакая копирка P.T, за что сразу же хочется Konami поругать, но делать я этого не буду. Потому что на деле мы получили качественный проект, достойный вашего внимания. Тем более он абсолютно бесплатный.
Добро пожаловать в Германию
В Silent Hill: The Short Message мы играем за девушку Аниту, которая по приглашению подруги Майи отправляется в жилой комплекс «Вилла», который находится в вымышленном городе Кеттенштадт. Хотя действие Silent Hill обычно происходит в США, на сей раз мы попадаем в вымышленный немецкий город Кеттенштадт, который в какой-то момент начала массово покидать молодёжь. Правительство несколько раз хотело восстановить город и привлечь людей, но постоянно что-то мешало: то корпорации лезут туда, куда не надо, то коронавирус заставит инвесторов отвернуться от проектов. И в результате в Кеттенштадте множество зданий оказались заброшенными.
Для подростков «Вилла» стала местом, где они могут самовыражаться через граффити — буквально каждая стена здесь расписана, и Майя — одна из этих художниц, причём её чувственные работы даже упоминаются в прессе. Но если она рисует симпатичных девочек и мальчиков с цветочками и прочую красоту, то остальные, судя по всему, обладают не таким богатым внутренним миром: надписи, страшные рожи на стенах, обычные граффити. В общем, типичная питерская подворотня. Однако дом привлекает не только художников, но и подростков с психическими заболеваниями. Туда они приходят покончить свою жизнь самоубийством. И это главная тема The Short Message.
Издевательства в школе, непринятие себя, самоповреждающее поведение, зависть по отношению к ровесникам, зависимость от внимания в социальных сетях — всё это часть одной большой темы. Konami, похоже, решила выпустить не просто какой-нибудь хоррор про обычный культ, а психологический проект с важной для нашего времени темой. В начале The Short Message есть момент, когда Анита смотрит на страницу своей подруги в социальной сети и сетует на то, что у той набираются подписчики, в то время как сама Анита продолжает их терять. Неприятные комментарии от незнакомцев, троллей и людей, которым она доверяла, появляются как на её экране, так и в граффити и бумажках, которыми покрыты стены «Виллы».
Всё, что у тебя есть, это смартфон
Геймплейно новинка напоминает многие камерные хорроры от первого лица, включая вышеупомянутую P.T. Главная героиня берёт с собой только мобильный телефон, фонарик в котором позволяет ей хоть как-то разглядеть тёмные коридоры комплекса, и с ним она так и ходит всю игру. Инвентаря нет, зато есть десятки записок, из которых узнаёшь немало сюжетных подробностей. Но о них немного позже.
Весь игровой процесс построен на исследовании локаций: в какой-то степени он медитативный. А дизайн локаций впечатляет: визуал, графика и постановка местного освещения — эти элементы формируют гнетущую атмосферу заброшенного комплекса. Он также наполнен другими различными аспектами вроде тараканов и неприятных кукол, у которых иногда отваливаются головы. И честно признаться, это очень приятный экспириенс, поскольку за всю игру нет никаких скримеров и других резких вещей. Видно, что авторы собирались пугать не этим.
Но я отвлёкся. Как было сказано ранее, большая часть геймплея представляет собой этакую бродилку по заброшенным коридорам и комнатам. Но этот ритм чередуется с безумными погружениями в потусторонний мир, где вас будет преследовать Сакура. И это – невероятно странное и выбивающее из колеи творение давнего дизайнера монстров Silent Hill Масахиро Ито. Геймплей в этих участках лабиринта почти всегда представляет из себя панический бег в узких локациях, когда ты пытаешься избежать поимки. Иногда бывает немного не по себе, если заблудишься или окажешься в тупике.
Но уже на третьем забеге перестаёшь испытывать чувство дискомфорта. Ты уже столкнулся с Сакурой два раза и понимаешь логику её поведения, вдобавок сама игра даёт тебе понять, когда она к тебе приближается благодаря помехам на экране. И это главная проблема The Short Message: отсутствие сюрпризов. Сакура потенциально интересный монстр, но авторы игры, говоря по-простому, его “не дожали”. Задаёшься вопросом, а зачем разработчики в целом давали понять, когда к тебе приближается монстр? Выглядит как глупое упрощение. А жаль.
Вина — самый главный страх
Несмотря на местами неуклюжую подачу, история всё же удалась. Сюжет интригует, и вплоть до финала интересно узнать, что на самом деле происходит в комплексе, почему Майя так неохотно отвечает на SMS-сообщения, и кто этот монстр, гоняющийся по коридорам за Анитой.
Сакура олицетворяет персональный страх героини, а его облик вдохновлён символами, которые присутствуют в игре: включать мозг не потребуется, поскольку весь скрытый смысл выдадут прямым текстом, главное — не лениться читать записки и подмечать детали в видеовставках. К слову о них. Актёры, которые в них появляются, справляются со своими ролями и отлично помогают с погружением в историю. Единственное, что хочется отметить, — это рассинхрон между движением губ и озвучкой: скорее всего, изначально видео отснято не на английском языке, а озвучка наложена позднее. Интересно, что в большинстве игровых моментов (но не во всех) при этом движения губ Аниты совпадают с речью. Странно, что за столько времени это не исправили.
Можно сказать, что весь сюжет строится на этих вставках (и, что удивительно, нелинейно), хотя повествование основано и на личных переживаниях Аниты. Нарратив складывается из множества мелких деталей, которые подаются в разрозненном, на первый взгляд, порядке, и перескакивает между персональными переживаниями задействованных в сюжете героев. Как уже говорилось выше, плотность истории на удивление высока: за два часа вы спокойно узнаете о прошлом Аниты, о школьных проблемах Майи, раскроете детали отношений Аниты с матерью и причины, по которым девушка вообще попала в жилой комплекс.
Но какой страх олицетворяет Сакура? The Short Message рассказывает историю о персонажах и последствиях, а также о самоубийстве и борьбе за то, чтобы не попасть в ту спираль, к которой могут привести суицидальные мысли. Это о том, как одна форма травмы может породить другую, даже если мы изо всех сил стараемся не допустить этого. А если допустили? То тут уже появится чувство вины. И если это происходит с человеком, то уже становится страшно. А происходить это с Анитой будет постоянно. Она вечно жалеет о том, чего не сделала, а что, наоборот, натворила. А натворила она, в общем-то, немало дел.
Но как всё вышеописанное вписывается во вселенную Silent Hill?
Феномен Сайлент Хилла
Пускай и не сразу, но The Short Message даёт понять, что одна из главных целей Konami — обновить мир Silent Hill таким образом, чтобы он «существовал в наши дни». И не просто обновить, а вплести, казалось бы, новые правила, которые позволят авторам ещё больше экспериментировать и выйти за рамки самого Сайлент Хилла. В The Short Message присутствует одна-единственная отсылка на события оригинальных игр, которую можно назвать «Феномен Сайлент Хилла». Эта записка вызвала небольшой переполох в фандоме, что довольно странно.
Вернёмся в прошлое. Silent Hill 2, журнал доктора. В этой записке говорилось о болезни, которая есть в каждом человеке, и «при определенных условиях любой человек, мужчина или женщина попадут туда же, куда и он – в «другой мир»». Есть также другая записка в Silent Hill: Origins. В ней говорится о состоянии неизвестной женщины, у которой обострились фантазии о «зеркальном мире». По всей видимости, опыт пребывания людей в потустороннем мире — это не то, что испытывают и окружающие их люди. Люди с высоким уровнем стресса и психическими заболеваниями, похоже, более восприимчивы к этому потустороннему феномену. Все эти примеры показывают то, как ученые объясняют свои наблюдения за людьми, переживающими потусторонний опыт. Они объясняют паранормальное через нормальное, как только могут.
Но если феномен может произойти где угодно, не уменьшает ли это силу города Сайлент Хилл? Не думаю. Места, в которых мы видели проявления потустороннего феномена, по тем или иным причинам наделялись магической/оккультной/сверхъестественной силой. В Сайлент Хилле это были ритуалы, проводимые местными жителями, а затем и Орден. А в Кеттенштадте как раз была Ведьма с Дальнего Востока.
***
Как бесплатную игру, которая дает первое представление о том, что Konami на самом деле собирается делать с франшизой, Silent Hill: The Short Message абсолютно стоит попробовать. Это не значит, что он идеален. У нас странный монстр, странные проблемы с производительностью, иногда странные диалоги. Но есть также пара хороших пугающих моментов, несколько приятно напряжённых ситуаций и та самая атмосфера типичных “сайлентхилловских” игр, которая позволяет The Short Message прикоснуться к былой славе серии. Теперь есть надежда, что и следующие игры во франшизе будут, как минимум, интересными.