Я никогда особо не любил гоночные игры. Конечно, я играл в NFS Underground и Most Wanted, но этими двумя играми, в общем-то, жанр для меня ограничивался. Пока однажды, примерно пару лет назад, в Steam не начали раздавать DiRT. Именно эта игра открыла мне мир автоспорта и гонок. Сыграв в первую часть, я перешел на WRC 10, потом на WRC Generations, где наиграл пару сотен часов и даже попадал в топ 100 на парочке трасс. Попутно я открывал для себя новые игры жанра вроде аркадной Forza Horizon или бесплатного симулятора RaceRoom. Но именно от ралли я получал больше всего удовольствия.
Недавно мой интерес привел меня к Dakar Desert Rally. О Дакаре, как о спорте, я слышал. Cлышал о победах Камаза, а благодаря WRC я знал, что в Дакаре также участвовал чемпион мира Себастьен Лёб и отец пилота Формулы 1 Карлоса Сайнса Карлос Сайнс :). В детали я никогда не вдавался, но последнего слова в названии игры мне было достаточно, чтобы захотеть в нее сыграть. В этом обзоре — мои впечатления от Dakar Desert Rally.
Для тех, кто мало знаком с дисциплиной, на YouTube есть неплохие видео. Поэтому я не буду писать об истории и подробностях гонки, иначе я бы просто переписывал содержание видео с официального канала Дакара или RedBull’а.
Итак, к самой игре. Я играл на PlayStation 5 с рулём и педалями, если это важно. Как и во всех гонках, в Dakar Desert Rally есть карьера. Режим — проще некуда: нам выдают гараж и 500 Dakar Points за окончание квалификационной гонки (ее я прошел еще во время установки игры), а затем предлагают выбрать транспортное средство. Как и в жизни, доступны 5 классов: автомобили, грузовики, мотоциклы, квадроциклы и SXS (Википедия говорит, что это квадроциклы с рулевым управлением автомобильного типа). И, по сути, это всё! Остается только выбрать режим сложности, и можно отправляться покорять пустыни Саудовской Аравии. Меня это немного удивило, поскольку серия WRC приучила меня к карьере в режиме менеджера, где нужно не только рулить, но и составлять команду, следить за состоянием ее членов, развивать машину, следить за финансами и задабривать спонсоров результатами.
Режима сложности три. Первый — спорт. Это обычный аркадный режим вождения. Я бы сравнил его с гонками, например, в Cyberpunk 2077, где нужно просто ехать по маршруту и не пропускать чекпоинты. Штурман хоть и есть, но слушать его не обязательно, а помогать не потеряться будут гоночная линия и подсказки на экране. Второй — профессионал, здесь чекпоинты не отображаются. Чтобы пройти маршрут, нужно слушать указания штурмана (если вы едете не на мотоцикле или квадроцикле) и сверяться с GPS и дорожной картой, в которой куча непонятных поначалу символов и обозначений. Точь-в-точь как в жизни. Однако режим все еще прощает ошибки: потерявшись, можно автоматически вернуться к последнему чекпоинту, получив штраф, и ехать дальше. Третий режим – симуляция, и он самый сложный. Здесь нельзя возвращаться к чекпоинтам и нет ассистов. Совершил ошибку? Что ж, решай ее собственными силами. Этот режим недоступен с самого начала. Чтобы его открыть, нужно заработать 25 уровень опыта. Он повышается каждый раз после окончания гонки в предыдущих двух режимах. По моим прикидкам, открыть режим симуляции можно за 10-20 часов игры. Лично я его не открыл.
Как опытный гонщик (ха-ха!), проехавший не одну сотню километров в WRC, я сел в Audi RS Q E-TRON и начал с режима профессионала. И, возможно, это был слишком большой прыжок. Навигация в Dakar Desert Rally заметно отличается от WRC: вместо привычных указаний вроде «лево три не резать долгий» штурман сообщал об особенностях ландшафта и цифры CAP (что-то вроде направления стрелки компаса, но в цифрах). Кроме того, приходилось то и дело поглядывать на дорожную карту с рисунками и обозначениями. Это неудобно, ведь в WRC я так долго приучал себя смотреть на дорогу, а не на подсказки на экране, и полагаться только на то, что говорит мой товарищ в соседнем кресле. В Dakar Desert Rally я как будто делал шаг назад: 80% времен мои глаза смотрели в карту и на значения CAP, которые, кстати говоря, располагались в практически противоположных частях экрана.
Спустя пару часов я худо-бедно разобрался в происходящем. Тем не менее, сложности все равно возникали. Отклонившись от курса, вернуться было невероятно тяжело. Указания штурмана порой превращались в игру «тепло-холодно». Когда я ехал в неправильном направлении, он предупреждал меня фразами вроде «следи за маршрутом» и «нам не сюда». Абсолютно бесполезные советы! Только спустя пару десятков драгоценных секунд он начинал говорить цифры CAP, по которым хоть как-то можно было вернуться на верный путь. В общем, некоторые этапы я перезапускал несколько раз из-за того, что терялся на огромной карте. Немного радовало, что боты, которые, к моему удивлению, иногда встречались на карте, временами тоже страдали.
Существенным отличием от WRC стали, очевидно, машины. Неожиданно самыми знакомыми оказались грузовики. В них так же, как и в обычной машине в WRC, нужно было переключать передачи и слушать штурмана. А вот в классе автомобилей и SXS передач не было: в этих двух классах полностью электрические двигатели. Непривычно, но с другой стороны ресурсы мозга немного освобождались, и я мог немного внимательнее смотреть на дорожную книгу. У квадроциклов же (вот незадача!) не было штурмана! Приходилось полностью полагаться на своё умение ориентироваться в пространстве, и я ощущал, что работа штурмана действительно непростая. Тем не менее, в каком-то смысле ехать в тишине было даже легче. Голос навигатора в игре очень механический и неживой, и после пары часов игры его становилось тяжело слушать. А еще было довольно необычно управлять квадроциклом, используя руль и педали. Из-за этого я даже не стал кататься на мотоциклах – уж слишком это было бы странно и нереалистично.
Кстати, о реалистичности. Я бы не назвал Dakar Desert Rally симулятором. Управлять техникой было не так уж и сложно: иногда я мог держать руль одной рукой и совершенно не беспокоиться о потере управления. В WRC я себе такого позволить не могу. Поэтому я бы скорее приравнял управление к какому-нибудь DiRT 5. О нереалистичности напоминали и столкновения. Было в них что-то от аркадных гонок, к тому же они сопровождались почти идентичным в любой ситуации звуком. Расстояния в игре тоже искусственные: например, этап длиной в 90 км можно было проехать за плюс-минус 10 минут. В WRC на такой отрезок ушло бы в 5 раз больше времени. С другой стороны, думаю, никому бы не хотелось ехать одну гонку целый час.
Что еще меня удивило, так это погода. Я не думал, что в Саудовской Аравии могут быть этапы, во время которых будет снег! Мало того, на некоторых этапах была настоящая снежная буря! Ехать в таких условиях, конечно, было интересно, но разве так бывает?
Несмотря на все описанное, в некоторых ивентах я даже занимал первые места! В конце давали опыт и Dakar Points (местная валюта), которые можно было потратить на ремонт и новый транспорт. А еще появлялась «спонсорская рулетка». В ней можно было также получить дополнительные деньги и подарочный транспорт, но с одним условием: на нем нужно было закочнить хотя бы одну гонку.
Кроме карьеры, в игре есть и мультиплеер, который я даже не запустил. Уж очень сильно изматывающим был карьерный режим. Причем изматывающим не по-хорошему. После нескольких гонок мне не хотелось возвращаться в игру с новыми силами и побеждать, мне просто хотелось выключить игру.
Итог
Дакар как спорт — безусловно не для слабых духом, и я ни в коем случае не говорю, что он хуже, чем любые другие виды автоспорта. Чтобы участвовать в настоящем ивенте, действительно нужно обладать множеством навыков. Но как игра Dakar Desert Rally — слишком нишевый продукт для фанатов. Если вы любитель Ралли «Дакар» в реальной жизни, то, возможно, вы будете получать от игры удовольствие. Если вы, как и я, любитель гонок в целом, то вы точно найдете игры, будь то аркадные или с уклоном на реализм, которые принесут вам намного больше удовольствия. В моем случае это WRC, в которую я возвращаюсь снова и снова. А Dakar Desert Rally, если и буду запускать, то только ради того, чтобы погонять на КамАЗе, потому что есть он только здесь.