Пока мир боролся с «ковидом», французский режиссёр Тома Кайе представил совершенно иной его вид, придуманный им ещё до кризиса, но внезапно обрётший новую актуальность в реальном мире. Речь идёт о фильме «Королевство зверей», который мог быть обычной кинолентой. Вы могли бы понять всю историю, исходя только из простого синопсиса: это фильм о мире, где люди начали мутировать в животных. Само собой, это должно было стать историей о том, как большинство людей ненавидят этих мутантов, ужасно обращаются с ними, и мы видим, как небольшая группа из них меняет сознание людей. А потом титры.
Но «Королевство зверей» — необычный фильм. Это фантастический фильм, волшебный фильм, и Кайе использует эту знакомую, но захватывающую завязку и очень тонко её исследует. Настолько тонко, что вы хоть и сможете предугадать определённые события, но вряд ли большую их часть. Вся история посвящена одной семье, которая пытается справиться с грандиозными, глобальными переменами. И в результате получается невероятно эмоциональный, поднимающий настроение и хорошо сделанный фильм, который останется с вами надолго после того, как вы покинете кинотеатр.
Давайте подробнее.

Франсуа и Эмиль — отец и сын, о которых мы узнаём из мощного пролога. У них есть жена/мать по имени Лана, которая начала превращаться в животное. Это необъяснимое явление, которое происходит по всему миру с людьми, казалось бы, совершенно случайно. Но в данном конкретном случае это создает неловкий дискомфорт между отцом и сыном. Несмотря на это, они оба стараются сохранять спокойствие, что нелегко, когда что-то похожее на зомби-апокалипсис взволновало всю страну. Что вызывает мутации? Это заразно? Можно ли доверять этим существам, или они представляют угрозу для других? Шрам на щеке Эмиля, полученный в первые дни заражения его матери, даёт представление о риске. Понятно, что люди боятся неизвестности, но ещё страшнее вероятность того, что то же самое может случиться и с ними.

Итак, Франсуа и Эмиль делают все возможное, чтобы акклиматизироваться в новом доме, одновременно беспокоясь о том, что произошло с Ланой. Франсуа устраивается на новую работу, а Эмиль переходит в новую школу, и сквозь призму каждого персонажа мы видим, как разные группы людей переживают все эти события. Некоторые люди, в основном ученики школы Эмиля, принимают эту новую эволюцию человечества. Большинство окружающих, особенно взрослые с работы Франсуа, называют их тварями и обсуждают, насколько они ужасны. И, разумеется, такая тема должна присутствовать в фильме, потому что это острая и при этом простая параллель между ненавистью и предрассудками по отношению к расе, полу, религии в нашем мире и мире фильма.
В школе Эмиль проявляет интерес к Нине, но с осторожностью — из-за этих самых предрассудков по отношению к мутировавшим сложно поддерживать контакт с местными, особенно когда у тебя лично есть эта проблема. Однажды утром они с Франсуа встречают местного полицейского Джулию после того, как транспортное средство, набитое мутировавшими, в том числе матерью Эмиля, съезжает с дороги, выпуская их в лес.
Поначалу Франсуа и Эмиль борются с мутацией Ланы, но общая травма начинает их связывать. Отношения между ними начинают налаживаться. И вот когда кажется, что всё встало на свои места, Эмиль замечает, что он тоже мутирует.

Поль Киршер, который играет Эмиля, в принципе, новичок в кино, но он мгновенно сливается со своим персонажем. Ты начинаешь любить его, верить ему, потому что он простой ребёнок, который при этом ещё и пытается решить проблемы родителей. Ты начинаешь болеть за него ещё больше, когда он начинает открывать себя нового. Представление дополняется не только превосходным гримом и костюмами, но и работой Киршера над движением собственного тела. Это неуловимо, но это есть, и это заставляет персонажа буквально «сойти с экрана».
Чем больше проходит времени, тем более «эволюционными» становятся трансформации, уничтожающие любые следы человечности в инфицированных. В первой сцене Эмиль и его отец поражены, увидев, как человек-птица-мутант вырывается на свободу из бело-синего автомобиля, похожей на нечто среднее между машиной скорой помощи и фургоном для контроля за животными. Позже они натыкаются в лесу на то же самое существо, выглядящее более полноценным. Что ещё интереснее в этих существах — абсолютно разные черты. Отсюда становится интересно, каким животным становится Эмиль.

С тех пор, как мы узнаём про проблему Эмиля, в «Королевстве зверей» начинает возрастать напряжение. Но затем фильм превращается словно в другой вид: антиутопическая история на самом деле является историей взросления, которая затрагивает множество тем: от страха перед неизвестным до секретов, которые вы храните, чтобы вас приняли; от обретения чувства идентичности, когда вы понятия не имеете, кем вы становитесь, до того, как видимость принятия обществом может быстро обернуться остракизмом, когда пропадает всякое сочувствие, и героем овладевает паника. Но в фильме, который даже умудряется втиснуть экологическое послание в двухчасовую продолжительность, а также милую историю дружбы между двумя гибридами, есть ещё многое, что нужно раскрыть.
В «Королевстве зверей» так много тем и идей, что в фильме есть момент, когда всё становится немного запутанным, поскольку вы пытаетесь понять, что именно вам следует из этого извлечь. Но, несмотря на некоторые проблемы с ритмом, из-за которых некоторые из этих тем кажутся слишком поверхностными, путешествие, безусловно, стоит того, чтобы в него отправиться. Как я и сказал, в фильме каким-то появляется послание об экологии и людях, восстанавливающих свои отношения с природой. И именно отношения между Франсуа и Эмилем связывают все это воедино. То, как Франсуа борется с невозможностью найти свою жену. То, как Эмиль медленно принимает свою судьбу. И когда несколько из этих историй наконец начинают складываться воедино, чувствуется, что это – абсолютное волшебство.
Несмотря на то, что некоторые из тем, озвученные в фильме, не являются чем-то новым, Тома Кайе смог создать невероятно захватывающую историю. Вы отправитесь в путешествие вместе с его главными героями и выйдете из него изменившимся человеком, с непреодолимым желанием общаться со своими близкими и глубже познавать окружающий мир. «Королевство зверей» расстроит вас, рассмешит, покорит, напугает. И благодаря этому ему удалось завоевать особое признание на Каннском кинофестивале.
Оценка: 9/10