В далеком 1999 году вышла легендарная Jagged Alliance 2. Именно эта игра, можно сказать, воспитала во мне любовь к тактическим RPG — Fallout, «Герои» и прочие Baldur’s Gate не впечатлили меня так, как она.
Прошло больше 20-ти лет, а на рабочем столе моего компьютера все еще установлена эта игра. В нее я возвращаюсь отдохнуть. В нее я возвращаюсь, чтобы повидать старых друзей. В нее я возвращаюсь посмеяться.
Краткий экскурс в историю серии
Стоит отметить, что Jagged Alliance 3 — это не первая Jagged Alliance 3. Франшиза переходила из рук в руки, «допиливалась» фанатами и бывшими разработчиками и всячески пыталась держать голову над водой. Ей даже меняли название. Но все время что-то не получалось. Первый раз Jagged Alliance 3 вышла у российской студии MiST Land South под названием «Джаз: Работа по найму (Jagged Alliance 3D)» в 2007 году и с треском провалилась. Тогда у студии отобрали права на франшизу в процессе разработки, поэтому игра и сменила название.
Затем Jagged Alliance 3 вышла в 2012 году от немецкой bitComposer Games и с треском провалилась. А затем вышло еще 4 игры, включая даже онлайн-проекты, и все с треском провалились. Сообщество отчаялось, обмельчало и в целом забыло про игру.
В сентябре 2021 года Haemimont Games, авторы трех игр серии Tropico, анонсировали Jagged Alliance 3. Взяв в расчет опыт команды и любовь к франшизе, я стал ждать. Хотя, честно говоря, ни на что не рассчитывал.
Сюжетно
Сюжетная завязка довольно проста: семья президента вымышленной страны нанимает через компанию «Адонис» отряд элитных наемников, которым нам и предстоит управлять. Задача: спасти президента, которого похитила группировка «Легион». С такими вводными и парой электронных писем мы и прибываем в страну Гранд-Чиен.
Новым игрокам достаточно просто объяснить вводную: в игре один квест — найти и спасти президента. Да, как в «Зельде» или «Ведьмаке». Так было и в прошлых частях серии. Самое важное открывается по мере продвижения отряда наших наемников по карте.
Почти в каждом квадрате карты что-то происходит, и населению всегда нужна наша помощь. У кого-то достаточно простая просьба вроде обычной помощи лекарствами или деньгами. Кто-то из NPC попросит найти старого друга.
Однако среди дополнительных квестов есть и настоящие сценарные шедевры, погружающие нас в игру на десяток часов. Это целые ветки, которые можно выполнять в течение всей игры, а можно и не выполнять вовсе. Клиенты бьют девочек в «мамином доме» — найди их и отомсти. И игра никуда не направляет — искать агрессивных ублюдков нужно самому. Однако можно услышать слухи, что кто-то находится в определенном квадрате, и на всех парах помчаться туда. А можно и не мчаться — игра никак не побуждает это делать. Хочешь? Делай. Не хочешь? Иди куда шел. Направление движения вашего отряда тоже выбирать только вам — игра не поведет вас по обязательным условиям.
В игре есть восхитительная ветка про кражу дизельного топлива, которую можно пройти несколькими разными путями, но ни один из них не будет простым — даже не надейтесь. И такая ветка тут не одна.
Однако квесты все еще не так сильно проработаны, как 20 лет назад. Раньше были похожие задания на поиск убийц в Jagged Alliance 2, но их нужно было не просто найти и убить, а отрезать головы и предоставить доказательство, что убийца мертв. Сейчас же в похожий квест обидчикам девочек просто дали свиту до зубов вооруженных дружков, и сражение с ними дается ой как нелегко.
Серия сохранила в себе один из главных аспектов — юмор. Постоянно происходят комичные ситуации, а героев настигают полные абсурда обстоятельства. Конечно, и отсылки на прошлые игры серии и на произведения искусства тоже на месте. Мое любимое, при этом — карикатурные наемники.
Геймплейно
Это все еще пошаговая тактическая игра. Когда начинается бой, у нас есть очки действий, которыми предстоит правильно распоряжаться.
Правильно подобранный отряд наемников — залог успеха операции. У нас есть выбор из 40 человек, часть из которых, самая настоящая элита элит, скрыта за подпиской (и тут подписки!), которую можно разблокировать в игре позже. Однако это очень дорого.
Воздам хвалу Haemimont Games, ибо тут есть почти все, кого я любил в Jagged Alliance 2. Я собрал почти что свой вечный отряд, разбавив его совсем новыми наемниками. Конечно, чтобы платить наемникам, нужны деньги. С самого начала игры корпорация выделяет нам ограниченный запас средств, а вот зарабатывать сверху него уже придется самим.
К подбору солдат стоит относиться с вниманием и трепетом. Польский наемник не очень хорошо будет относиться к наемнику из России. А очень умный герой будет не очень хорошо относиться к глупому наемнику. Так, например, мой любимый и привычный медик отказался идти на задание с другим персонажем из-за того, что ему понадобятся дополнительные деньги на психолога. Конечно, эти расходы он возложил на меня, как главу отряда, а денег у меня было в упор. Пришлось экономить и выбирать другой вариант.
Как и раньше, наемники разговаривают с акцентом, свойственным их происхождению. Польский качок Анаболик все еще вооружен коронными фразами про «Адскую задницу» и очень симпатизирует украинской наемнице Калине, которая нарочито карикатурно одета в вышиванку. Самая меткая дама в моем отряде — Сова. Она бывший спецназовец, а потому проявляет выдержку и прилежание, что слышно даже в нотках реплик.
Кроме того, есть специальная вкладка, которая позволяет создать своего собственного персонажа. Это происходит посредством специального психологического теста, ответы на который будут влиять на пристрастия и характеристики наемника. Этот персонаж не потребует постоянной платы — он с вами навсегда за фиксированную небольшую плату. Я всегда делал снайпера, но в этот раз у меня вышел медик.
У каждого героя есть набор характеристик в виде меткости, лидерства, владения взрывчаткой, медициной, механикой и так далее. Как правило, они весьма сбалансированы. Лидер умеет хорошо общаться, но плохо стреляет. Умный персонаж, способный взаимодействовать с предметами, для которых нужен интеллект, очень слаб и может унести мало предметов. Конечно, характеристики можно прокачивать. Наемники будут получать очки определенной характеристики за совершение действия: если часто стрелять, то очки меткости будут подниматься. А еще в игре можно найти журналы, которые добавляют одно очко к определенной характеристике.
В этот раз героям дали ульту — определенную способность, которая поможет вам в бою. Кто-то может игнорировать броню противников, кто-то — укладывать врага одним ударом кулака, а кто-то психанет и в ответ на выстрел врага швырнет в него гранату, попутно выругавшись.
Также персонажи умеют по нажатию кнопки прятаться за укрытием. Можно не просто присесть за камнем, а присесть и укрыться — у врагов будет еще меньше шансов попасть по вам. Такие действия тратят очки хода, так что распоряжаться ими нужно с умом.
Теперь персонажи не просто перехватывают пойманных в поле зрения противников во время их хода — такое действие в целом тоже происходит по нажатию кнопки. Указываем наемнику, куда стоит смотреть во время вражеского хода, и, если противник попадет в эту зону, даем по нему залп из оружия.
Тактика, по моему скромному мнению, имеет в Jagged Alliance 3 огромное значение. Я не могу сосчитать, сколько раз я застревал в секторах и не мог их пройти, пока не собирался с мыслям, не располагал своих солдат правильно и не начинал думать головой. Брать уровни наскоком не получится. Я пытался. Кроме того, общение с местными и находки на уровнях дают отряду разведданные на определенный сектор. Так, обзаведясь нужным количеством информации наш отряд уже будет знать, что ждет его в нужном секторе: будут отображаться тайники, расположение противников и удобные заходы на территорию врага.
Конечно, у оружия есть обвесы: прицелы, сошки, подствольные гранатомёты, лазерные прицелы, в общем, все, что вам угодно для удачного завершения операции. Кроме того, теперь погодные условия намного сильнее влияют на геймплей. В темноте и во время песчаной бури плохо видно врагов. Во время сильной жары от гранат больше урона. Дождь скрывает звуки шагов.
Ресурсы в этот раз добываются с намного большим трудом, чем в прошлых играх. Аптечек вечно не хватает, запчастей для моддинга пушек тоже. А главный враг в Jagged Alliance 3 — не противники, а время. Время идет, контракты истекают, деньги нужно где-то искать. А ведь нужно еще починить предметы, вылечить наемников, натренировать ополчение, чтобы зашедший в отбитый сектор враг не забрал его обратно под свой контроль.
Ускоренным транспортом выступает лодка, на которой можно переплывать водные преграды. Однако, чтобы свободно плавать, нужно отбивать сектора с причалами и держать их под своим контролем, иначе путь закрыт.
Заработать денег теперь можно несколькими способами: стандартным и грабежом. По стандартному методу на карте расположены алмазные прииски. Смогли их отбить? На вас игровой счет начали капать немалые деньги. Однако удовольствие не бесконечно — прииски могут истощаться и понемногу совсем перестанут приносить доход.
Что по второму способу? По карте бродят караваны (о да) с алмазами — их можно грабить. Все просто: пересекаемся с отрядом, который несет камушки, предварительно поджидая его на пути следования, и путем насилия отбираем алмазы, которые конвертируем в деньги. Эти парни все равно были плохими.
Итого
Я несколько раз находил себя в Jagged Alliance 3 в тот момент, когда рассвет начинал бить в монитор, и удивлялся потерянным 5 часам. Игра дарит бурю эмоций: я снова в голос разговариваю со своими наемниками, снова радуюсь победам и постоянно жму на загрузку сохранения. Конечно, если не брать в расчёт ностальгию, это, как минимум, хорошая тактическая RPG, сделанная «как тогда».
Сложно посчитать время, за которое вы сможете пройти игру — оно у каждого будет своим. Кто-то просто побежит вперед, проходя так называемый сюжет и при этом пропустив самое интересное. А кто-то изучит каждый уголок каждого сектора, спустится в каждый подвал и поговорит с каждым жителем этой страны. Кроме того, в игре есть мультиплеер: можно изучать локации с товарищем. Мне, к сожалению, этот режим попробовать не удалось.
Если бы я ставил оценки, то она точно была бы высокой. Но оценки — устаревший моветон, убивающий индустрию. Купите игру, пройдите, и бабушка Гонтарски благословит вас с небес.