Хорошо вот так после тяжёлого рабочего дня собраться с кем-то близким и расслабиться. Наш вариант — настольная игра! Но не простая, а с особой, чарующей атмосферой, которая заставляет отвлечься от обыденности и погрузиться в волшебство, даже если оно продлится пару часов.
В обзоре я поделюсь своими впечатлениями от «Эверделла» — крутой настолки Hobby World, которая с виду кажется очень простой, но на деле увлекает так, что поскорее хочется начать следующую партию.

Жил да был лесной народ
Эта славная история началась с того, что путешественник Коррин Эвертейл наткнулся на долину, в которой обитали разумные животные. Они общались друг с другом, ходили на работу, тепло встречали гостей и занимались бытовыми делами — иными словами, жили как мы! С тех пор Коррин стал частью их общества и ни разу не пожалел о своём решении. Нам же нужно взять под свое управление группу поселенцев и помочь всем жителям долины как следует подготовиться ко всем сезонам в году перед затяжной зимней спячкой.

Собственно, в этом и цель настолки — собрать как можно больше припасов (в том числе победных очков), чтобы успешно проживать год за годом и не знать забот. Кто из игроков наберет большее количество итоговых баллов, тот и победил. За победу создатели «Эверделла» приготовили милую карточку, на которой поздравляют лучшего правителя в истории долины.
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с «Эверделлом» — ее визуальный стиль. От него веет одновременно спокойствием, внутренним умиротворением и сказочностью, что отражается даже на коробке: на ней волшебный лес и река, а рядом белка, барсук и мышонок. Создается впечатление, что животные во вселенной настолки никуда не торопятся, они просто проживают деньки и радуются жизни.

Приятный визуал виден не только на коробке, но и внутри неё: от карточек с жителями до картонного макета дерева, который нужно собирать вручную. Притом это не просто декорация, но локация, на которой находятся важные для партии элементы. Еще я визжал от восторга, когда увидел, что собираемые ресурсы выполнены в виде тактильных фишек (ягодки резиновые, а камушки гладкие). А ведь создатели вполне могли обойтись привычными карточками, но решили шагнуть чуть дальше в пользу погружения игроков. Это определенно одно из лучших решений. Вы только посмотрите, какие они умилительные!

И готовился к зиме…
Механики настолки просты: в начале партии каждый игрок выбирает себе один вид зверьков (в базовой версии это мыши, черепахи, ежи и белки), с которыми он пойдет в огонь и в воду. Партии в «Эверделле» делятся на сезоны, всего их четыре. По ходу игры нужно выполнять определенный список действий: управлять своими работниками, разыгрывать карты и готовиться к сезону. Первые два пункта крайне важны даже на старте, поскольку в зависимости от их отыгрыша матч может повернуться как в вашу пользу, так в пользу соперника.
Во время управления работником вы можете получить ресурсы (к примеру, разместить зверька на опушке с древесиной, ягодками, камушками или смолами), которые так или иначе пригодятся по ходу игры. На старте в распоряжении игрока всего двое животных, однако в течение сезонов их количество будет увеличиваться, а вместе с этим самих ходов тоже будет становиться больше.

Размещать пушистых друзей можно на локациях, помеченных лапками, притом на лапке в разомкнутом овале может стоять несколько зверят, а на замкнутом — только один. То есть вы с самого начала партии тактически занимаете место с закрытом овалом, получив с него несколько смол (один из ресурсов), таким образом не позволяя сопернику выбить себе эти же ресурсы. Благо, что символов с лапками достаточно для того, чтобы каждый придумал себе стратегию и следовал ей.
А ещё за расстановку зверьков можно получать карты! Где их брать? Они лежат у подножия картонного дерева (и берутся всегда оттуда или из опушки, на которой их всегда должно быть восемь) и делятся на существ и здания. Как раз из них вам по ходу партии нужно сформировать собственный городок, за который в финале начисляются победные очки. Иными словами — чем больше получится поселение (максимум в нём 15 карт), тем больше шансов на победу.

Само собой, карточки можно и покупать за свои ресурсы. К примеру, вы собрали пару камней и смолу и планируете построить в городе смоловарню, цена которой составляет один камушек и одна смола. Перекладываете из своего хранилища в общее требуемые ресурсы и строите здание у себя. Его эффект — мгновенное получение одной смолы, притом он будет повторяться почти каждый сезон. То есть постройка смоловарни – вполне себе перспективное вложение, которое позволит получить ещё больше ресурсов, чем вы потратили. Ещё мне очень нравится барахольщик, розыгрыш которого хоть и стоит две ягодки (самый ценный ресурс в настолке), но он позволяет обменивать припасы — допустим, положив в хранилище три бревна, игрок взамен может взять три камушка.
Во время подготовки к сезону игроки, которые выставили всех рабочих и больше не могут или не хотят разыгрывать карты, возвращают всех выставленных рабочих в запас и получают бонусы нового сезона. Если, например, наступает осень, то каждый нанимает себе еще двоих работников и активирует эффект карт, на которых есть символ ростка.

Помимо прочего, «Эверделл» позволяет участвовать в событиях, но для этого нужно выполнить определённое условие (к примеру, чтобы в вашем городе было три карты со значком котомки), а также отправлять работников в путешествие, чтобы сбросить ненужные карты и получить очки опыта, или же разрешает воспользоваться убежищем — там за сброс двух любых карточек вам выдаётся один любой ресурс. Полезно, когда рука забита, а на нужную карту не хватает пару камней или ягод.
Простота и ясность
Гениальность «Эверделла» кроется в его простоте. Все описанные игровые механики работают как часы, и в них легко разберётся даже ребёнок. После пары партий мне не хотелось делать большую паузу — было желание сыграть ещё два-три раза, потому что затягивает именно сам процесс. К тому же, когда более-менее разберёшься в основах, захочется большего: выстраивать тактику и рассчитывать, хватит ли ходов, чтобы заработать очки; думать, как опередить соперника в погоне за ресурсами и когда закончить ход.
Настолок, подобных «Эверделлу», то есть дико стильных, уютных, затягивающих и подходящих для всей семьи, на рынке крайне мало. Если основная игра приестся, всегда можно запастись дополнениями! Благо их достаточно. Конечно, «Эверделл» вряд ли понравится ярым фанатам варгеймов, в которых нужно сражаться с соперниками и вырывать победу, уничтожая легионы армий. Но эта настолка немного о другом — о спокойствии, созерцании и победах, для которых не нужно ни с кем сражаться.