Много ли вы знаете отличных современных игр по фильмам? На ум приходят разве что RoboCop: Rogue City по «Робокопу», тайтл про Росомаху на основе одноимённой картины с Хью Джекманом, Mad Max от Avalanche и Alien: Isolation c дочерью Эллен Рипли в качестве протагониста. В 2021 году Saber Interactive оставила заявочку на этом поле и анонсировала A Quiet Place: The Road Ahead — игру по «Тихому месту». С виду отличный выбор интересной франшизы, которую вряд ли кто-то когда-либо собирался адаптировать в виде игры, но, с другой стороны, разве это интересно? Всю игру ползать на четвереньках и бояться издать звук? Как оказалось, эта задумка может работать!
Разработчики из малоизвестной, но талантливой итальянской студии Stormind Games выложились на всю катушку и приготовили для геймеров и фанатов «Тихого места» добротную игру, которая развлечёт пару-тройку вечеров. Концепция казалась провальной, но… оказалась крутой.
День 1
Авторы не брали знакомых персонажей серии и придумали оригинальную историю. Играем мы за студентку колледжа Алекс, которая в первый день всего ада проводила время в кругу семьи и близких. Громкий смех, весёлые разговоры и вкусную еду прерывает метеоритный дождь, возникший буквально из ниоткуда. Персонажи в панике пытаются понять, что произошло, но тщетно — с этого момента любой, даже малейший звук, окажется для жителей Земли смертельным.
Разработчики не уделили слишком много времени демонстрации того, с чего началось вторжение пришельцев, которые мгновенно реагируют на любые звуковые волны. Но надо ли было это делать? По моим ощущениям, показанного в первый день достаточно, чтобы примерно понять, как работает кинофраншиза — и то, как её классно перенесли в рамки видеоигры. Если вам не безразлична франшиза, и вы ждали, что в тайтле расскажут о происхождении чудовищ, то увы. Ребята из Stormind Games, похоже, не хотели уж слишком вольничать, чтобы создавать свой канон, не посоветовавшись с создателями «Тихого места».
Зато создателей игры хочется похвалить за другое — они строго следуют уже созданным правилам вселенной и не отходят от них даже ради того, чтобы щадить персонажей. Если издал много шума, то это, как правило, мгновенная смерть. Правило применимо вообще ко всем героям, и это здорово повышает градус напряжения.
Помимо суровых устоев, связанных с лором вселенной, есть и те, которые играют персонажам на руку. К примеру, локации, где течёт вода, стали для людей чем-то вроде убежищ и мест, где можно поговорить и, что называется, пошуметь, как прежде. Почему это работает так? Потому что на фоне громкого звука водопада человеческие шаги и разговоры попросту не слышно. Это показали в фильмах кинофраншизы — то же самое есть и в игре.
День 105
С момента вторжения прошло 3,5 месяца. Люди пытаются ужиться со своими новыми соседями и привыкнуть к полной тишине. Алекс выходит на вылазку за припасами со своим парнем Мартином. Время не пошло девушке на пользу — она страдает астмой, а ещё больше палки в колеса вставляет внезапная беременность. Героиню пожирают мысли о том, как вообще можно воспитывать ребёнка в таком мире? Мире, в котором нельзя ни громко смеяться, ни общаться, ни плакать.
Подобные мысли будут преследовать Алекс на протяжении всей игры, и это здорово раскроет её как персонажа. Если в начале героиня вряд ли зацепит вас, то со временем к ней можно привязаться и даже сочувствовать событиям, происходящим в её жизни. А ещё она ведёт дневник, в котором отражает мысли в чистом виде — писанина получается простая и человеческая, ей даже веришь.
Сюжет не хватает звёзд с неба и показывает, как Алекс пытается просто… спастись. Если история «Тихого места» вас не зацепила, то ждать откровений в A Quiet Place: The Road Ahead тоже не стоит. По ходу игры авторы накидывают драматические моменты, которые тесно связаны с Алекс, но работают они постольку-поскольку. От одного фрагмента будет грустно, другой вряд ли вызовет эмоции, потому что с самого начала кажется уж слишком очевидным.
День 120
За что я полюбил A Quiet Place: The Road Ahead, если не за сюжет? За геймплей! С ним всё просто — всю игру вы будете буквально ходить на цыпочках или передвигаться гуськом, чтобы не издавать слишком много шума. Контролировать это поможет особый прибор, сконструированный самой Алекс. На одной части он показывает уровень шума окружения, а на другой — звуки, издаваемые героиней. Очень важно, чтобы вы не были громче происходящего вокруг. Следить за издаваемыми звуками нужно в первую очередь потому, что в игре нет какого-то количества здоровья. Будете слишком шуметь — наступит мгновенная смерть от твари, которая поджидала вас за углом всё это время.
А ещё тайтл превратит вас в настоящего параноика! Помимо прибора, в вашем распоряжении будет фонарик. Чаще всего я использовал его для того, чтобы заглянуть себе под ноги. Авторы схитрили и сделали поверхности, на которые наступает Алекс, разными. Если по обычной земле можно передвигаться с некой скоростью, то на лужах, щебёнке, стекле и прочем нужно идти так, словно ты маленькая мышка. Любое колебание звука на локации привлечёт монстра, а скрыться потом от него будет проблемой.
Напряжения добавляет и то, что Алекс страдает астмой. Если слишком долго находиться рядом с чудовищем, у девушки будет паника, которая в процессе перейдёт в приступ, а он — к сильному и шумному кашлю. Итог вы додумаете сами. Чтобы глушить приступы, авторы раскидали во всей игре таблетки и ингаляторы. Их количество ограничено, поэтому используйте с умом!
Разработчики позволили геймерам использовать некоторые инструменты, чтобы облегчить игру и сделать её интереснее. К примеру, чтобы отвлекать тварь, можно использовать кирпичи и бутылки. Пару раз мне спасло это жизнь — я буквально кинул предмет из-под ног существа в другую сторону, и оно мгновенно ускакало в другую сторону. Вдобавок к этому пользу приносят и мешки с песком: используя их, можно ходить по воде — прямо как Иисус! Благодаря мягкому песку наступать на любые поверхности больше не страшно, поскольку все звуковые импульсы глушатся.
Как же здорово разработчики поступили с самими локациями! По большей части фрагменты с монстрами представляют собой территорию, которую необходимо покинуть, выполнив различные условия. К примеру, найти ключ от двери или доску, которая станет своеобразным мостом. Так вот — у всех этих локаций есть вариативность прохождения. Можно попробовать сделать всё быстрее, но с риском, что прохождение тут же завершится. Хотите — сыпьте песок и медленно, но верно добирайтесь до конца эпизода. А можно вообще постоянно использовать бутылки и кирпичи, чтобы держать монстра на расстоянии.
День …
Ещё очень крутой получилась пронизывающая атмосфера. Игра сразу же погружает тебя в те самые местные правила и пронизывает ими с головы до ног. Хочешь побежать? Вряд ли это хорошая идея. Будешь красться тихо, словно мышь? Есть шанс всё испортить, наступив на осколки стекла или пустую банку. Люди в мире A Quiet Place: The Road Ahead действительно выживают, и в это верится.
Для передышки и нормальных разговоров выжившие соорудили себе безопасные зоны, которые окружены коврами, матрасами, поролоном и всем остальным, что поможет приглушать любые звуковые волны. Таких локаций в игре вы встретите достаточно — они ощущаются как самые безопасные места, которые совсем не хочется покидать, но ради продвижения по сюжету это придётся сделать.
Из A Quiet Place: The Road Ahead получилась достойная игра по отличной кинофраншизе. Разработчики строго следовали правилам «Тихого места», чтобы грамотно и аккуратно перенести их в свой тайтл — и у них получилось! Вам вряд ли понравится игра, если вы не любитель стелс-игр или скучных сюжетов. Но даже в таком случае я бы дал проекту шанс. С момента выхода первой части в кино мне было любопытно оказаться внутри этой вселенной и попытаться в ней выжить. Желание осуществилось, и я этому безумно рад. Мой поклон разработчикам! Главное — будьте тише воды и ниже травы.