Как вы относитесь к Kingdom Come: Deliverance? Это важный вопрос, на который вы должны ответить самим себе, прежде чем пытаться поиграть во вторую часть. Если обожаете, то сиквел подарит в разы больше эмоций. А если игра показалась вам слишком реалистичной и душной, то и вторая вызовет лишь отторжение. Если не решались знакомиться с первой частью из-за других причин, но хотите потрогать вторую, то, возможно, сейчас самое время сделать это.

Многие журналисты и геймеры, которые уже успели пройти Kingdom Come: Deliverance 2, кличут её достойным кандидатом на звание лучшей игры 2025 года. Оправданы ли эти заявления? Как по мне, вполне. Но тут важно понимать ваше отношение к первой части, поскольку именно на нём будет построено ощущение от знакомства с сиквелом.

Богемия тогда и сейчас
Мой опыт с Kingdom Come: Deliverance успешным не назовёшь. Я проходил игру на PS4 несколько лет назад, но спешно забросил. Проблема в Средневековье? Напротив, обожаю сеттинг. Механики реализма и выживания показались слишком тягомотными? Нет, подобное мне нравится. Так что же случилось? Я набегал в первой части около 25 часов, понял, что не справляюсь с местной боевой системой, задолбался помирать от разбойников в тряпках и забросил тайтл в долгий ящик.

В памяти отложилась чудесная средневековая атмосфера, крутой RPG-отыгрыш и клёвые второстепенные задания. Но на тот момент это не смогло перебить для меня главное — поражение в сражениях и утраченное чувство победы.

Когда узнал о скором выходе сиквела, обрадовался, что разработчики решили сделать продолжение игры. В момент Kingdom Come: Deliverance 2 начала набирать обороты, а моё желание ворваться с двух ног становилось сильнее, но я дал себе чёткую установку — сначала вновь попытаться пройти первую часть, а потом уже играть во вторую. Всё, как оно обычно бывает, пошло не по плану, поэтому я в спешке посмотрел пересказ событий оригинала и с надеждой на лучшее и толикой приятных флешбэков ворвался в сиквел. С тех пор RPG ежедневно забирала примерно по 7 часов моей жизни и не хотела отпускать вообще. После окончания игровой сессии мне хотелось вновь как можно скорее погрузиться в местные леса, поля, приключения и историю Индржиха.

После 50 проведённых часов и безумного количества сессий я тоже готов назвать Kingdom Come: Deliverance 2 крепким номинантом на звание лучшей игры 2025-го. Творение Warhorse, что называется, отлично попало в настроение и настроило на определённый лад: такой душевный и приключенческий лад, наполненный яркими эмоциями.

Ощущать свободу Богемии
Люблю, когда сиквелы начинаются ровно с того же места, на чем заканчиваются оригиналы. Без временных прыжков, смены места действия или ещё чего-то подобного. Kingdom Come: Deliverance 2 именно такая — её начало это ровно та же точка, на которой закончили первую часть. Главный герой тот же — сын кузнеца Индржих. Он вместе с паном Яном Птачеком и отрядом из верных соратников доставляет важное послание местному правителю замка, чтобы заключить с ним союз. В пути, как обычно, что-то идёт не так, и вот наступает момент, знакомый фанатам оригинала: вы буквально остались ни с чем, за душой, как говорится, ни гроша. Добро пожаловать в Богемию! Суровую, но безумно красивую. Как выживать и что делать дальше? С этого момента ответственность полностью лежит на вас.

Первое, чем зацепила игра (к слову, оригинал тоже дарит это чувство) — ощущение свободы. Понятное дело, есть определённые сюжетные задания, но их можно смело отложить и пойти заниматься своими делами. Более того, авторы даже поощряют такой подход. Как зарабатывать деньги? Как сражаться? Где взять лошадь и хорошую одежду? Вариантов того, как ответить на эти вопросы, множество. От банального воровства и налаживания хороших отношений с персонажами до тяжёлой работы руками Индро и грабежей. В этом плане ощущение развязанных рук близко тому, что в своё время подарила The Legend of Zelda: Breath of the Wild: вот есть мир и его правила, которые можно смело нарушать и с интересом наблюдать за тем, что случится. К примеру, в Kingdom Come: Deliverance 2 никто не запретит убивать почти всех встреченных персонажей (кроме сюжетных). Устранить можно даже тех, кто выдаёт побочные задания. В чём выгода? Да никакой, потому что квесты провалятся. Зато веселье и свобода!

В подобных играх мне в первую очередь хочется насладиться миром, его проработкой и побочными активностями. Так я и сделал! Продвигаться по сюжету решил только после 25 часов прогулок по миру, поиска денег, более-менее сносной снаряги и выполнения необязательных заданий. Даже отвлекаясь на второстепенные активности, я получил массу эмоций: испытал удивление, радость, грусть, от души посмеялся. А ещё у меня появилось ощущение большого приключения, в котором постоянно ждёт что-то интересное. Затем я приступил к сюжету и втянулся в местные политические интриги и панские разборки, но вдаваться в их детали не буду, чтобы не спойлерить. Скажу коротко — сценаристы Warhorse умеют удивлять и плести интриги в сюжете, разбавляя веселыми и драматическими моментами. Мой поклон!

Жить в Богемии
Изучать богемские земли не было бы так интересно, если бы они были, как это сказать, мёртвые! Ну, знаете, эти открытые бездушные миры а-ля Ubisoft-стайл: в них, как правило, почти нечем заняться, зато раскидано миллиард ненужных вещей (обязательно, чтобы они делились по цвету и уровню редкости). Kingdom Come: Deliverance 2 подобного не предлагает, но умудряется цеплять, наверное, самым главным — живым и проработанным миром. Местные жители постоянно чем-то заняты: то обсуждают последние сплетни, то выясняют, почему местный алкаш перестал заливаться и взялся за ум, то просто батрачат. Колорит и дух того времени передан по максимуму.

А ещё в игру круто погружают потребности, которые нужно удовлетворять. Тут без откровений, всё как в оригинале: нужно отдыхать, питаться и мыться. Последнее лучше делать особенно часто, чтобы банально… не вонять. К разговору о потребностях! Во время поездки к заданию в дороге может произойти что угодно, и это здорово ощущается. К примеру, во время одного такого ночного мини-путешествия Индро сильно утомился, а до ближайшей корчмы было слишком далеко. Я наткнулся на лагерь разбойников. Так как все они спали, я поступил с умом и вырезал весь лагерь, а заодно набрал много лута и уснул в одной из палаток. Утром, полный сил и бодрости духа, я проснулся в окружении трупов. Немного деморализованный из-за свершившейся ночью тихой казни, но зато сытый и отоспавшийся!
Помимо выполнения заданий, в землях Богемии можно действительно просто жить. После того как вы освоите алхимию и кузнечное дело (я очень советую это сделать), вам откроются как минимум два увлекательных занятия, а как максимум — отличные способы заработка. Создавать эликсиры можно как для себя, так и для продажи. То же самое касается и ремесла кузнеца: куйте собственными руками подковы, мечи, топоры, кинжалы и всё, что режет и блестит. Если у вас плохо со снаряжением, то можете сражаться созданным оружием: это в разы приятнее! Помимо этого, как упоминал выше, можно обворовывать честных граждан или грабить спутников, запугивая их расправой. Правда, в этом случае за Индро будут охотиться

Очень классными получились и побочные задания. Почти каждое из них запоминается либо своими персонажами, либо забавными событиями. Никогда не забуду квест, в котором нужно обратиться в цыганский табор за помощью, но перед этим необходимо помочь местному барону найти его дочь. В процессе это всё выльется в «Санта-Барбару» и цепочку других квестов с разговорами о любви и предательстве семьи. Разбираться нужно в самой игре, но это того стоит, гарантирую! Ещё очень запомнился квест, в котором нужно было прогнать половцев с корчмы. На деле выяснилось, что это простые мужики, которые служат своему правителю: они не кровожадные, с ними можно поболтать по душам и пропустить пару кружек пенного. А потом вообще поговорить с собакой и проснуться в чаще леса с жутким похмельем. Пошёл, называется, прогнать шайку! Зато впечатлений на всю жизнь хватило.
Стоит уделить время и ролевому отыгрышу, ведь тут у нас RPG! Индро в диалогах может угрожать, может быть очень вежлив, брать интеллектом, знаниями в каких-то сферах или просто охмурять своей харизмой. Все эти навыки развиваются по ходу того, как улучшается сам герой. Важно помнить ещё и то, с кем вы ведёте беседу. Запугать разбойника будет сложнее, чем крестьянина, а перед панами лучше покрасоваться мозгами, и они это оценят. Впрочем, кажется, тут есть и элемент удачи, потому что даже при высоком шансе успеха мне не удалось убедить рядового стражника пропустить меня в башню. Кто знает, задумывали ли так авторы на самом деле, или я словил баг. Если это идея Warhorse, то странно при наличии навыков делать ставку, в том числе на рандом, потому что при провале убеждения или запугивания ты начинаешь думать, что сам в этом виноват. Правда, таких случаев за игру у меня было всего пару.

Сражаться в Богемии
Самая спорная часть первой части, которая оттолкнула от игры и меня — боевая система! Ещё до релиза разработчики говорили, что улучшили сражения во второй части. Отмечали, что они станут проще, но при этом останутся верными оригиналу и будут полагаться на навыки игроков. Так и получилось! Радует, что теперь хотя бы не приходится получать люлей от толпы бомжей в обмотках.
Драться на мечах, как и раньше, круто. Лязг металла об доспехи ощущается как надо, вот только теперь при сражении на мечах существует 4 направления вместо 5, что значительно упрощает битвы и ориентацию в них. Правда, чтобы добиться мастерства и сражаться как настоящий рыцарь, всё равно потребуются часы тренировок, потому что сами враги стали яростнее и больше полагаются на защиту, чем на агрессивную атаку.

Впрочем, в схватках никто не запрещает пользоваться луком или арбалетом. Попасть из первого на первых порах сложно (если не влепить мод на прицел), а второй очень долго заряжается. Зато эффективно пробивает доспехи и вызывает обильное кровотечение! Советую попробовать начинать битвы с дальнобойным оружием, а затем переходить к ближним схваткам. Или… можете убегать и постоянно орудовать стрелами, вас никто не осудит!

Умереть… в Богемии?
Готов ли я провести в виртуальной Богемии ещё пару десятков часов? Да! Важно понимать, что тут играет роль моя большая любовь к средневековому сеттингу, RPG и реализму в играх: влюбиться в последний мне очень сильно помогла Red Dead Redemption 2. Спасибо, Rockstar! На личном примере знаю, что те, кому в начале было круто, через 10 часов устали от излишнего реализма. Ещё вам очень важно определить, готовы ли вы потратить не один десяток часов на приключения Индро. Или, может, ну его, да в DOOM чертей погонять? Каждый решит сам.
Kingdom Come: Deliverance 2 нужно смаковать, притом желательно делать это так, чтобы в процессе получать удовольствие даже от обычной поездки из точки в точку. Видел пару мнений о том, что в игре можно буквально жить, занимаясь в ней различными делами, а потом с отличным настроением возвращаться в реальный мир и ложиться спать, потому что на часах уже утро! Это в целом прекрасно описывает меня и моё отношение к игре. Если вам это нужно, можете прожить самый насыщенный отрезок жизни верного оруженосца и сына кузнеца по имени Индро, но готовьтесь к суровому реализму и медлительному темпу. Испугались этого? Тогда лучше не пробуйте (или всё же попытайтесь дать игре маленький шанс).

Технически игра работает классно: на PS5 сиквел Kingdom Come: Deliverance выглядит изумительно, картинка очень близка к фотореализму. Багов почти не было, Warhorse круто постаралась над оптимизацией и отполировала игру по максимуму. Warhorse вообще здорово поработала над сиквелом и заслуживает всех похвал. Великолепная игра. Большая игра. После полного прохождения буду скучать по чудесной средневековой Богемии.