«Цель никогда не состояла в том, чтобы ввести Хоакина Феникса во вселенную комиксов. Цель состояла в том, чтобы ввести фильмы по комиксам во Вселенную Хоакина Феникса», — Тодд Филлипс.
В октябре 2019 года мир потряс ошеломительный успех фильма «Джокер» от Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом в главной роли. Проект изначально задумывался как самостоятельный фильм, без планов на сиквел или спин-оффы. Однако после того, как фильм стал рекордсменом и первым проектом с рейтингом R, который собрал более миллиарда долларов в мировом прокате (рекорд уже побит к 2024 году), разговоры о продолжении начались практически сразу. Мы не знаем, придумали ли сюжет сиквела сразу, или он разрабатывался месяцами, но можем обсуждать то, что в итоге было представлено зрителям в начале октября.
Предупреждение: обзор содержит крупные спойлеры на фильм «Джокер: Безумие на двоих».
В конце первой части наш любимый Артур Флек окончательно теряет контроль над собой и полностью “отдается” своей темной стороне — Джокеру. Это приводит к убийству Мюррея Франклина, ведущего популярного телешоу, а также других людей. Хотя момент ареста на экране не показали, зрители прекрасно понимали, что Артура задержали после его кровавой вспышки. Действие сиквела разворачивается спустя два года после этих событий.

Все эти два года Артур Флек находится в лечебнице Аркхэм, где удачно подавляет своё альтер-эго и ведёт тихую, если это можно так назвать, жизнь. Охранники периодически унижают его за совершённые им преступления, прося рассказать шутки. Иногда он уступает, но большую часть времени проводит в молчании, сидит, ест и спит. Вскоре приближается заседание по его делу. Адвокат предлагает стратегию защиты, согласно которой Артура признают психически больным с раздвоением личности, что позволит избежать смертной казни, которую настойчиво требует прокурор. Забавный факт: прокурора зовут Харви Дент. Зрители понимают, что он в будущем станет Двуликим.
Ситуация развивалась бы по плану, если бы не встреча с Ли Квинзель, будущей Харли Квинн, с которой Артур случайно знакомится во время визита к адвокату. Вскоре Артур начинает посещать музыкальный кружок, на который также ходит Ли. В их разговорах Ли признаётся, что является поклонницей не Артура Флека, а Джокера. Артур, уже привязавшийся к Ли, начинает чувствовать, как его тёмная сторона снова пробуждается.
Как можно догадаться, их отношения становятся всё прочнее. Они проводят больше времени вместе, занимаются сексом и даже планируют побег. Джокер вновь начинает доминировать над Артуром. Однако сюжет принимает неожиданный поворот: Ли солгала Артуру о своём происхождении. Она вовсе не из бедного района, её отец жив, и она попала в лечебницу добровольно. Хотя это могло разрушить их отношения, Ли сглаживает конфликт, объясняя, что просто хотела понравиться Артуру. В дополнение ко всему она сообщает, что ждёт от него ребёнка.
Этот краткий пересказ сюжета завершён. Теперь давайте перейдём к подробностям.

Дальше события развиваются циклично: суд, допрос свидетеля, лечебница, снова суд, допрос и так далее. Однако между этими моментами нас ждут музыкальные номера, которые заслуживают отдельного обсуждения.
Во-первых, песен в фильме действительно много, и они занимают около 55-60% экранного времени. Но жаловаться на это не стоит. Почти каждая музыкальная сцена вызывает мурашки по коже. Это красиво, эпатажно и тщательно продумано. Огромная заслуга принадлежит как Леди Гаге, так и Хоакину Фениксу. Во-вторых, музыкальные номера не всегда длинные: некоторые длятся 2-3 минуты, а другие — не больше 50 секунд. В общей сложности их около 12, и думаю,что минимум один из них вам запомнится. Лично мне особенно понравились номера с песнями The Joker и For Once in My Life.
Переизобретает ли фильм жанр мюзикла? Нет. Да, все номера происходят в воображении Артура, а не в реальности. Это можно считать интересным шагом, но революцией назвать сложно. Если говорить про способ использования этих элементов, то все равно это почти то же самое, что было в «Ла-Ла-Ленде».

Особо стоит отметить актерскую игру Леди Гаги и Хоакина. Оба выкладываются на полную, и это добавляет фильму магии. Есть ли между их персонажами химия? Лично я её не ощутил. Да, в некоторых моментах проблески присутствуют, но настоящей полноценной химии я не увидел.
Основной посыл и смысл фильма — действительно сложная тема. Если первый фильм акцентировался на том, к чему может привести игнорирование психических проблем, и как это может разрушить жизнь как отдельного человека, так и окружающих, то второй фильм смещает фокус на тему манипуляций и их влияния на психически уязвимых людей.
Ли Квинзель не была влюблена в Артура Флека как в человека, она была влюблена в его альтер-эго — Джокера. И Артур, ведомый этим желанием быть любимым, постепенно трансформировался, полностью подавляя свою личность и превращаясь в Джокера, чтобы соответствовать ожиданиям Ли. Это раскрывает одну из ключевых тем фильма: люди могут идти на любые жертвы ради любви или признания, даже если это ведет к их собственному разрушению. Они способны достигать самых высоких (или низких) вершин ради тех, кого любят, совершая хорошие или плохие поступки.
Если вы спросите, в чем вообще смысл фильма, то ответ простой — ожидание ≠ реальность. Обманывая себя, притворяясь кем-то другим, мы всегда придем к чему-то плохому. Артур не был известным нам Джокером, он был психически нездоровым человеком. И именно он стал вдохновением для еще более психически нездорового Джокера (известного нам). А если мы говорим про Ли, то она любила не Артура, а Джокера. Она не хотела, чтобы он притворялся, ей нужен был истинный Джокер — тот, каким он был на пике своего безумия. Когда она поняла, что этот человек больше не существует, Ли решает прекратить их связь и отправиться по собственному пути, осознавая, что прежний Джокер, которого она любила, не вернется.
Вопрос остается открытым: если появится новый Джокер, полюбит ли он Ли так, как ее любил его предшественник?