Я сразу расставлю все точки над «i» и скажу, что это не обзор консоли Sony нового поколения. Тут не будет скучных цифр, сравнения скорости загрузок, вычисления терафлопсов и уровня шума вентиляторов.
В этом тексте я расскажу о своих ощущениях. Ближе к финалу вы поймете, почему ощущения в PS5 играют огромную роль.
Покупка
Именно для этого текста я отправился покупать консоль на старте продаж, чего не советую делать ни одному здравомыслящему человеку. В открытой продаже PS5 не будет еще долго, а все предзаказы разобраны. В России ритейл просто не умеет обращаться с предзаказами, а потому старт продаж вышел куцым и полным возмущений покупателей. Кому-то консоль не приехала в обещанное время, кому-то и вовсе отменили предзаказ без пояснения причин или по ошибке, а кто-то и по сей день ждет консоль, которая должна была приехать еще 10 дней назад.
Я — обычный человек без привилегий. Sony не присылала нам консоль на обзор и даже не ставила приоритет в покупке. С пониманием информации о том, что за свое игровое оборудование придется побороться, я отправился искать магазин для покупки. После нескольких минут мучительных попыток прорваться на сайт самой компании я сдался и отправился на OZON, где и заказал цифровую версию консоли с полной оплатой. С карты лихо улетела вся сумма, а я сел смиренно ждать релиза.
Утром следующего дня я обнаружил на экране смартфона скромное уведомление о том, что магазин отменил мой предзаказ, и сделать с этим никто ничего не может. Вот вам баллы, молодой человек, спасибо. Деньги вернутся на карту в течение 3 дней. Ждите.
Я, безусловно, был в расстроенных чувствах, но решил все же пойти и снова сделать предзаказ, хотя деньги мне еще не пришли. Естественно, в эту же минуту в магазине закончились вообще все консоли, и возможность предзаказать категорически отсутствовала. Я принял сильное мужское решение и стал ждать возврата средств.
Деньги вернулись под самый конец обещанного срока. Прикинув в голове реалии российских ритейлеров и их отношение к покупателю, я твердо решил, что обращаться стоит исключительно в тематический магазин. Таких в Москве не очень-то и много — раз-два — и делай что хочешь, мальчик. Будучи наслышанным о магазине videoigr.net, я смелым движением руки вновь предзаказал консоль с полной оплатой. Правда, уже версию с дисководом, так как цифровые закончились по всей Москве уже через несколько часов после старта продаж.
Наступило 18 ноября, и мне позвонили. Приветливый молодой человек с задором сообщил, что я могу ждать свою консоль в день релиза, 19 ноября, с 10 до 12 утра. «Ну потолок до 14, братан, не беспокойся». Утром 19 ноября я проснулся, сел на краешек кровати и стал смирно начесывать тело в ожидании консоли. К 16 часам вечера ко мне пришла мысль, что мою консоль, вероятно, сегодня не привезут. В магазине отчаянно не брали трубки, а я докуривал вторую пачку сигарет и обливал себя холодной водой, чтобы не раскалить стул. Внезапно в комменатриях на канале один молодой человек сообщил, что намерен ехать за своей консолью именно в тот магазин, где я ее заказал. Я решил абсолютно наглым образом попросить подписчика по прибытию туда узнать, могу ли я приехать и забрать свою консоль сразу из магазина, хотя заказывал доставку на дом.. И да, величайший человек из нашей аудитории сообщил мне прямиком из магазина, что я могу приехать за своей консолью. Бросив все дела, я отправился в магазин — благо, что на машине путь занял всего 15 минут.
Конечно, внутри меня ждал квест«ваша консоль уже у курьера», но два хороших человека всегда могут договориться. После недолгой беседы с парнем на выдаче, мне согласились отдать другую консоль, хотя PS5 с серийным номером, который был забит на меня, уже была у курьера. Я взял в руки необычно тяжелую коробку, закряхтел и отправился домой, предварительно поблагодарив персонал за то, что мне дали возможность получить консоль в первый день. И да, на сотрудников было больно смотреть. Все они таскали огромные коробки с консолями, грузили их в машины разных размеров и выглядели очень уставшими. Судя по всему, такая кутерьма происходила уже далеко не первый час, и все люди в магазине были вымотаны. Ладно, мы с консолью поехали: Удачи вам тут. Но пасаран!
Раздевайся, мы дома
Рекомендую открывать коробку с консолью на чем-либо мягком — я сделал это на диване. Внутренняя упаковка консоли выполнена максимально скучно и скудно: картонная коробочка с аксессуарами, бумагами и проводами. Сама консоль завернута в мягкий материал и аккуратненько прикрыта двумя картонными лотками с обеих сторон. Из всего этого она может выскользнуть с невероятной ловкостью, и вам будет обидно за отколотый пластик нового устройства.
По большому счету, никакого удовольствия от распаковки, кроме ожидания увидеть новую консоль, я не получил. Это вам не распечатывание нового устройства Apple
Нужно найти место, где ты будешь жить
Как и все вы, я читал, слушал и смотрел обзоры на консоль. Все единогласно говорят: «Это очень большая консоль». Я согласен с высказыванием, но не согласен с формулировкой.
PS5 — действительно большая консоль, но не настолько, что вам негде будет жить. PS5 большая относительно других консолей. По отношению к вашему интерьеру она поместится почти в любое место и не должна создать дискомфорта. Я поставил свою вертикально за телевизор и забыл про ее дизайн, размер и существование вообще. У меня просто есть геймпад, который что-то там включает. Важно: обязательно используйте свою новую консоль только на подставке, которая идет в комплекте. Индивидуумы уже наснимали роликов в интернет о том, что их PS5 невероятно греется, и у всех она стоит без подставки. В Sony сидят не дураки, и эту самую подставку положили в комплект не для украшения. Она несет функциональное назначение и действительно нужна. Если повернуть нижнюю часть подставки, то в специальном отсеке вы обнаружите болтик, которым прикрутите ее к консоли.
Включаем и ощущаем
Консоль моментально включается, просит вас войти в аккаунт, пройти некоторый этап настроек и калибровок, а затем открывается новый интерфейс. Первое, на что я обратил внимание, пока калибровал консоль — уже загрузилось обновление прошивки. Не проблема — установим.
Интерфейс сильно отличается от PS4. Забудьте все, к чему вы привыкли. Да, меню настроек не особо изменилась, так что пользователю прошлого поколения консоли все будет понятно. Однако с остальными элементами интерфейса очень непривычно взаимодействовать. Вас больше не выкидывает в главное меню по одинарному нажатию на кнопку PlayStation — ее нужно удерживать. Есть ощущение, что карточки, которые должны помогать, только еще больше дезориентируют.
Сначала вы абсолютно точно потеряетесь в интерфейсе, потеряете свои трофеи, друзей и уведомления, но не стоит этого пугаться. Просто достаточно запомнить, что теперь все взаимодействия со всеми элементами интерфейса происходят через одинарное нажатие кнопки PlayStation на геймпаде. Первые недели мне было невероятно неудобно пользоваться консолью. Я все время жал на все кнопки подряд, блуждал по интерфейсу и терялся. Затем пришло простое осознание того, что доступ ко всему реализован через одну кнопку. Когда я только собирался писать эту статью, то собирался обязательно ругать интерфейс консоли, но позже я понял, что он не так уж и плох. Либо я привык. Но, в любом случае, забывать о том, как он ощущался в первые дни, просто нельзя.
Давай поиграем
Как только этап настройки и познавания интерфейса закончился, я запустил Astro’s Playroom. С первых минут игра показывает возможности контроллера, которые в ней будут использованы. Тут у меня в первый раз непроизвольно открылся рот. Первое что удивляет — адаптивные триггеры. Ощущения от использования просто нельзя передать словами — это очень сложно. Ощущения от L2 и R2 повергают в шок и абсолютно точно дают понять, что без этого раньше просто нельзя было играть. Это должен попробовать каждый. У кнопок есть определенный набор паттернов работы: они могут сначала упираться, а потом проваливаться; могут сначала проваливаться, а затем упираться; а могут упираться с самого начала и до конца. Все это происходит с разной силой, на разных этапах глубины прожатия кнопки и в разные моменты. Адаптивные триггеры — то, что действительно поражает.
Контроллер показывает вам тактильную отдачу на примере катания шариков внутри геймпада. Если вы когда-либо держали контроллер JoyCon от Nintendo Switch в руках, то сразу поймете о чем речь. В геймпаде Sony тактильная отдача немного мягче и не так отчетлива, нежели в JoyCon, но вполне точно передает ощущения. Если вы не использовали геймпад от Switch, то самое простое объяснение: представьте, что в ваш геймпад насыпали маленькие шарики. Вы качаете контроллером, а шарики внутри него перекатываются, бьются о стенки и прыгают вверх и вниз. Вот тактильная отдача передает ощущения от положения шариков внутри контроллера. А еще геймпад очень классно отслеживается в пространстве — консоль точно видит под каким углом он наклонен или как вы его держите. Это вполне полезная штука для будущего поколения VR. Ну и, конечно, микрофон и динамик. В Astro’s Playroom благодаря тактильной отдаче и динамику вы отчетливо понимаете, на какой поверхности сейчас находится персонаж: металл, песок, воду или лед очень легко отличить друг от друга. Микрофон на геймпаде в игре тоже принимает на себя функцию элемента управления, и в определенные моменты в него нужно дуть, чтобы выполнить действие в игре.
Замечательно, в Astro’s Playroom наигрался. Включаю Marvel’s Spider Man: Miles Morales. В этот момент у меня произошло второе непроизвольное открытие ротовой полости. Обычно, запуская игру на PS4, я откладывал геймпад, открывал Twitter, с недовольным лицом листал ленту и ждал окончания загрузки моей игры. С непривычки на PS5 я поступил таким же образом. Но каково было мое удивление, когда я положил геймпад, и не успел даже дотянуться до смартфона, как игра уже была готова. Все, вперед, лети спасать Нью-Йорк. Игры, которые сделаны только для PS5, невероятно быстро грузятся. Давайте сразу расставим точки над i, и осознаем, что если игра вышла на PS4 и PS5 — это две разные игры. Об этом несколько раз говорила компания. Именно поэтому версия Sackboy или Miles Morales будет работать с большим количеством частиц, с улучшенной графикой и с быстрыми загрузками — они полностью пересобраны с учетом фишек новой консоли. Ghost of Tsushima, скажем, будет работать так, как работала на PS4 без быстрых загрузок, так как эта игра вышла исключительно на консоль прошлого поколения.
Что касается карточек, роликов-гайдов и взаимодействия с интерфейсом во время игры, то тут все точно также, как и в основном меню. Одинарное нажатие на кнопку PlayStation откроет меню с быстрым доступом к достижениям, карточкам с подсказками и прочим настройкам. Вы сможете создать тусовку, подсмотреть за друзьями, переместиться на необходимый уровень или отрегулировать микрофон и звук в наушниках. К слову о микрофоне в геймпаде: люди, с которыми я играл в тусовке, говорят, что через DualSense меня слышно намного чище и приятнее, чем через микрофон в моей гарнитуре PlayStation Gold. Однако будьте аккуратны с открыванием чипсов и других пакетиков близко к микрофону геймпада — вы уничтожите уши товарищей по команде. По долгому нажатию кнопки PlayStation вы вернетесь в главное меню.
Что в итоге
PS5 — обычная консоль. До нее я играл на базовой PS4, которая выводила изображение в 1080р на мой 4K телевизор. Новая консоль выводит изображение в 4K, но изменений в графике я не заметил. От режима с 60 кадрами в секунду меня иногда подташнивало, а потому я всегда выбирал режим с высокой графикой и 30 кадрами. Как новое игровое оборудование, PS5 не даст никаких ощущений огромного скачка в качестве графики или восприятии видеоигр. По крайней мере, не сейчас.
Новая консоль — она про новые ощущения. Лучшая графика и частота кадров остались в прошлом. Всем понятно, что игры станут кинематографичными и фотореалистичными. Отлично, игроки не против. Но вот PS5 дает незабываемые ощущения детского восторга каждый раз, когда срабатывает адаптивный триггер. Тактильная отдача ярко дает понять, по какому покрытию перемещается персонаж и с какой стороны он получил или получит удар. Будущее явно за ощущениями от использования игрового оборудования. Представьте, что будет, если компании будут развивать функции для погружения и улучшать их. Нас ждут ощущения от игр, каких мы никогда не получали.
К вопросу о том, насколько разработчики будут готовы внедрять поддержку функций в свои игры — это сложно. Многие считают, что динамиком на DualShock 4 никто не пользовался, однако я уверен, что не встречал игры, у которой не выводился звук через динамик. До выхода PS5 многие раньше времени «похоронили» фишки нового геймпада DualSense и решили, что их поддержкой никто не будет заниматься. Sony же сделали инструментарий для создания адаптивной вибрации в зависимости от звука, а спустя некоторое время после релиза игр на новое поколение консолей та же Ubisoft добавила поддержку адаптивных триггеров в свои проекты. Я уверен, что разработчики — тоже люди. У них тоже есть консоли. После того, как они попробуют адаптивные триггеры,то сразу захотят включить их поддержку в свою новую игру. Это дает совершенно новые ощущения.
Важно: мойте руки перед игрой. Перфорация геймпада неистово аккумулирует вокруг себя всю грязь, которая находится на потных ладошках. Если вы только что не без удовольствия погрузили в себя килограммовую шаурму, то лучше воспользоваться водой и мылом.
Берем аксессуары?
Спустя неделю я понял, что мне необходим второй геймпад для посиделок с друзьями у одной консоли. Конечно, зарядная станция для двух DualSense стала очевидной покупкой. Можно сколько угодно говорить, что батарейки — это круто, но я так не считаю. Поиграл, поставил геймпад на базовую станцию, забыл — делаю так не первое поколение консолей, и не собираюсь прекращать. Мне так удобно.
Наушники лично я покупать не стал. У меня есть старенькая гарнитура Sony Wireless Stereo Headset 2.0, которая закрывает потребность слышать что происходит в игре или тусовке.
Пульт мультимедиа? Серьезно?
Гайд по раздаче игр на PS5
Мы обратили внимание, что многие пользователи не могут разобраться, как делить игры с друзьями на консолях PS5. Раньше всем была знакома система «двоек», когда нужно было просто активировать один аккаунт как основной, а свой аккаунт оставить нетронутым. На PS4 можно было играть в игры с двух аккаунтов и таким образом делить их с другом.
В новом поколении Sony упростила эту систему и по сути просто представила систему виртуальной передачи игры товарищу. Сейчас мы расскажем о том, как это работает:
Предположим, у вас есть друг, с которым вы хотите делить игры. Напомним, что это должен быть хорошо знакомый вам человек, которому можно доверить свой логин и пароль. Ведь кроме ваших игр на аккаунте также хранится множество личной информации, такой как данные банковских карт и ваш адрес. Не думаем, что вы захотите делиться такой информацией с чужим человеком.
Итак, ваш друг дает вам, владельцу PS5, свой логин и пароль от аккаунта PSN. Все что требуется:
- Настройки;
- Пользователи и учётные записи;
- Другое.
В меню «Другое» вам станет доступен пункт «Общий доступ и автономная игра». С аккаунта друга открываете вкладку «Общий доступ и автономная игра» и нажимаете включить.
В целом, процедура завершена. Вы ставите на закачку игры друга, в которые хотите поиграть, и спокойно возвращаетесь в свой аккаунт. Игры вашего товарища отображаются у вас без замков и прочей ерунды, а в них можно играть даже без подключения к интернету. Также, если у вашего товарища есть подписка PS Plus, она тоже будет доступна на вашем аккаунте, правда, только с возможностью играть онлайн. Вы все еще не сможете забрать бесплатные для подписчиков сервиса игры и вход в «облако» вам будет закрыт. Чтобы ваш друг получил доступ к вашим играм, ему нужно проделать ту же операцию, что и вам. И да, вы сможете даже играть в одну игру вместе.
Включить общий доступ можно только на одном аккаунте. Обратите внимание, что это работает только на PS5. Не пугайтесь, когда увидите надпись о том, что игру с аккаунта друга нельзя запустить, а только просмотреть. Как только загрузка завершится, вы сможете запустить игру.